ГБОУ школа 707 Невского района Санкт-Петербурга ГБОУ школа 707 Невского района Санкт-Петербурга

ГБОУ ШКОЛА №707

Невского района Санкт-Петербурга

 

ОРКСЭ (учебные курсы)

Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) — учебный предмет, включённый Минобрнауки России в школьную программу в качестве федерального компонента. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) выбирают для изучения один.:

  • «Основы православной культуры»;
  • «Основы исламской культуры»;
  • «Основы буддийской культуры»;
  • «Основы иудейской культуры»;
  • «Основы светской этики»;
  • «Основы религиозных культур народов России». 

Нормативные документы Министерства образования и науки Российской Федерации (региональный уровень)

  • Письмо Комитета по образованию от 05.03.2022 № 03-28-2726/22-0-0 «Об организации работы по выбору модулей ОРКСЭ

Нормативные документы Министерства образования и науки Российской Федерации (федеральный уровень)

  • Конституция Российской Федерации,
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании»,
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях»;
  • Поручение Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 г. Пр – 2009, Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П). 

Модуль «Основы православной культуры»
Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Модуль «Основы исламской культуры»
Россия – наша Родина. Введение в исламскую традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Во что верят мусульмане. Добро и зло в исламской традиции. Нравственные основы ислама. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Модуль «Основы буддийской культуры»
Россия – наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святыни. Будды и бодхисатвы. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Модуль «Основы иудейской культуры»
Россия – наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Еврейский календарь: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Модуль «Основы религиозных культур народов России»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Религиозная культура народов России. Мировые религии и иудаизм. Их основатели. Священные книги христианства, ислама, иудаизма, буддизма. Хранители предания в религиях. Человек в религиозных традициях народов России. Добро и зло. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религия и мораль. Нравственные заповеди христианства, ислама, иудаизма, буддизма. Обычаи и обряды. Праздники и календари в религиях. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Модуль «Основы светской этики»
Россия – наша Родина. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культуре Отечества, в культурах разных народов России. Государство и мораль гражданина, основной закон (Конституция) в государстве как источник российской светской (гражданской) этики. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Семейные ценности и этика семейных отношений. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Основные особенности:

  • Преподавать данный курс в школе будут светские педагоги (светский характер), по закону школа отделена от церкви и преподавание служителей любой конфессии недопустимо;
  • Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер;
  • Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям;
  • Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:

1) Отечество,
2) семья,
3) культурная традиция.

На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса;

  • Направлен на укрепление сотрудничества государства, школы и семьи;
  • Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей; (есть сквозные темы, в частности тема «Россия — наша Родина», с изучения данной темы начинаются все 6 модулей)
  • Курс безотметочный, но зачётный. Каждый обучающийся индивидуально или в группе создаёт проект и его защищает.
  • Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.
  • Связь курса со школьными науками (предметами):

- окружающий мир; история; обществознание; литература.

  • Курс изучается в течении всего учебного года по 1 часу в неделю.

        
Преподавание направлено на воспитание учащихся, формирование, прежде всего, их мировоззрения и нравственной культуры с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи школьника. В связи с этим выбор для изучения школьником основ определённой религиозной культуры или мировых религиозных культур, или основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации осуществляется исключительно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося.
При этом вы можете посоветоваться с ребёнком и учесть его личное мнение.
Преподавать все модули, в том числе по основам религиозных культур, будут школьные учителя, получившие соответствующую подготовку.
Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и личное заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован ваш выбор.
Отказ от изучения любого из шести модулей не допускается.
Цели и задачи курса.
Цель учебного курса ОРКиСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКиСЭ:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • формирование представлений о традиционных религиях в России, их истории, современном состоянии, значении для жизни человека, общества, народа, России;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных  обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;
  • укрепление ценностно-смысловой, содержательной, методической преемственности между ступенями начального и основного общего образования.

График проведения мероприятий по выбору модуля ОРКСЭ.

Сроки проведения

Форма проведения

I четверть

Уточнение выбора модулей учащимися 4-х классов

II четверть

Проведение открытых уроков, мероприятий для родителей и учащихся 4-х классов

III четверть

Проведение открытых уроков, мероприятий, родительских собраний для родителей и учащихся 3-х классов;
выбор модуля учебного курса ОРКСЭ родителями обучающихся

IV четверть

Внесение изменений в выбор модуля по курсу ОРКСЭ родителями обучающихся

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.